Атлант расправил плечи
#aтлантрасправилплечи
Если коротко
Не рекомендую эту книгу.
Сама Айна Рэнд ставит себе в заслугу (сейчас будет сложно)«создание новой, оригинальной абстракции и воплощение её с помощью новых оригинальных средств».
Но идея доказывать философскую концепцию, художественным романом, совершенно неправомочна. С помощью художественных допущений можно доказать истинность любой идеологии: нацистской, коммунистической, силы большинства, силы меньшинства.
И в Атланте есть огромное количество сюжетных и идейных нестыковок и вывихов, которые и сквозную идею делают неубедительной.
Ну и бесконечное количество смысловых повторов. Все постоянно декламируют одну и ту же идею, многие персонажи по несколько раз. И как венец, почти на 100 страниц монолог Джона Голта по радио, который повторяет и «разжёвывает» всё то что до этого на 900 страницах бесконечно повторялось и разжёвывалось. Монолог на 100 страниц!!! Вот это монолог.
Скудность идеями такого объёмного текста, пожалуй, это главное разочарование.
Из плюсов:
Прекрасное название. Но его придумал муж писательницы. Изначально книга называлась «забастовка». Думаю, «забастовка» на 1200 страниц продавалась бы значительно хуже.
Несколько интересных идей;
1. Капитализм морален.
2. Страстное желание обладать человеком физически (или желание, что бы он обладал тобой) не следствие нашей испорченности, а логичное развитие восхищения его ментальными и духовными качествами.
3. Все материальные и технические блага, которые нас окружают, от буханки хлеба, до космических кораблей и компьютеров это материализованные плоды Разума. Это, конечно, очевидно, но подумать об этом полезно. Мы ко всему сейчас относимся, как к чему-то само-собой разумеющемуся. Были бы деньги. Но ведь ничего когда-то не было. Создание ВСЕГО результат, труда, ошибок, накопления знаний и опыта, проявления воли. А мы пользуемся вещами и понятия не имеем как они устроены. Я стал уважать телефон на котором набираю этот текст, свою обувь, стены дома укрывающие меня от ветра и т.д.
Но!
Но!
Герои романа лишены психологии, это не люди, а картонные марионетки, действия которых обусловлены не психологией живого человека, а необходимостью автора доказать нам свою идею.
Но!
люди не делятся на хороших и плохих. Хороший человек совершает скверные поступки, умный ошибается, сильный бывает растерян.
И в отношениях людей друг с другом далеко не всегда всё так однозначно.
Айн Рэнд в своей философии исходит из того, что все промышленники люди непогрешимых моральных качеств
Роман, не берёт в расчёт силу власти, и то как она влияет на личность. Власть это ведь не только политика.
Там есть только «хорошие» трудяги, честным трудом построившие промышленные империи, и их оппоненты-одноклеточные бандиты политики , которые обманывают всех и больше всех себя.
Ну и 900 лишних страниц.